Полипропилен.
Следующим материалом, с которым начались эксперименты в нелегком деле изготовления диффузоров динамиков, стал полипропилен. История гласит, что впервые в серьезных акустических системах он был использован в середине 70х: из полипропилена тогда были изготовлены мониторы для звуковых студий компании Би-би-си. Материал отличается довольно большим внутренним демпфированием и при правильной структуре полипропиленовый диффузор может обеспечить гладкую и ровную АЧХ даже при высоких уровнях мощности и звукового давления. При этом полипропилен — намного более технологичный материал, чем бумага, и поэтому может успешно применяться в массовом автоматизированном производстве. Существовавшая поначалу проблема в виде плохой адгезии была решена к середине 80х с появлением более современных клеящих составов.
Технологичность материала сыграла с ним же злую шутку: полипропилен стали использовать производители массового ширпотреба, что заметно подпортило репутацию, причем совершенно несправедливо.
Чистый полипропилен — не слишком жесткий материал, поэтому производители качественной акустики используют добавки на минеральной основе: силикат магния, слюду, кварц. Эти добавки не идут в ущерб демпфированию, зато повышают жесткость. В итоге получается ровная АЧХ, нейтральный характер звучания, при этом нет необходимости в дорогих и сложных фильтрах высокого порядка. И даже по прозрачности звучания лучшие образцы диффузоров из полипропилена не уступают бумажным, а это — показатель. При этом материал устойчив к воздействию перепадов влажности и температуры. Поэтому даже не предназначенные для автомобиля динамики с такими диффузорами можно смело устанавливать даже в самые опасные по части влажности места авто — в двери.
Как водится, не обошлось и без недостатков. Полипропиленовые диффузоры уступают диффузорам из более жесткого материала в детальности звучания. И, опять-таки по причине ограниченной жесткости, этот материал малопригоден для изготовления сабвуферов более чем 10-дюймового калибра. Хотя некоторые производители и выкручиваются, добавляя различные минеральные добавки или делая диффузор толще.
Углеволокно.
Этот материал представляет собой композит из угольных волокон на основе ткани. Он имеется в модельных рядах очень многих производителей и весьма популярен. Материал сочетает в себе малый удельный вес и очень высокую плотность, являясь уже более 20 лет гордостью аэрокосмической техники. Казалось бы, идеальное сочетание для акустики? К сожалению, все не так просто. Углепластиковые диффузоры просто идеальны в поршневом режиме при воспроизведении низких частот, но в то же время переход к зонному режиму сопровождается многочисленными провалами и пиками АЧХ в верхних регистрах рабочего диапазона, что обусловлено недостаточным внутренним демпфированием. Частично проблема решается кроссоверами высокого порядка, а иногда приходится применять и избирательные цепи корректировки (подавления) пиков. Конечно же, такие меры сказываются на стоимости акустики, при этом, к тому же, добавляя фазовые искажения.
Таким образом, применение углепластика в изготовлении диффузоров динамиков ограничено. Зато в своей частотной нише (т. е. там, где диффузор работает в поршневом режиме) — а это сабвуферный диапазон — этот материал может создать мощный бас, который будет ощущаться всем телом.
Именно поэтому углепластиковые композиты преимущественно и применяются в настоящее время для изготовления диффузоров сабвуферных динамиков. Применение этого материала в мидбасах хоть и встречается, но редко. В конструкции мидбасовых динамиков более распространен (и продолжает набирать популярность) другой, также композитный материал. Он выполнен на основе кевлара — полимера, существующего исключительно в форме волокна. Но об этом мы поговорим в следующей части статьи...
продолжение следует...
© Copyright. carsound-factory.ru. Все права защищены. При копировании любого материала с ресурса гиперссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!