Поиск
Войти
Логин
Пароль
Войти как пользователь
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Шумоизоляция, автозвук и допы
Меню

Итак, мы уже поняли, что диффузор динамика — это сплошной поиск компромиссов. Если инженеры и конструкторы применяют жесткие материалы — им приходится заботиться о их демпфировании, если же используются материалы с большим затуханием — нужно принимать меры против деформаций. Удивительно, но сколько ни бьются лучшие умы car audio инженерии (да и прочего аудио тоже) — одним из наиболее удачных вариантов соотношения жесткости и демпфирования обладает самый первый (исторически!) материал для изготовления диффузоров:

Бумага.

Оказывается, из бумаги делать диффузоры можно по-разному. Например, прессовать. В этом случае исходным сырьем являются листы бумаги, из которых посредством специальных штампов формуется диффузор конического типа. Такой метод дает самое низкое качество звучания и применяется обычно для маленьких динамиков, встроенных в переносные радиоприемники «карманного» типа. Иногда можно встретить и автомобильную акустику с подобными диффузорами, но лишь в самой низшей категории.

Следующий способ изготовления бумажных диффузоров — метод литья. В этом случае бумажную массу наносят на специальную матрицу, изготовленную, как правило, из металлической сетки. Масса, затвердевая, образует заготовку диффузора конической формы. Такая технология позволяет отчасти решить извечную проблему жесткости диффузора путем применения переменной толщины такового, которая уменьшается от центра к краям.

Современный бумажный диффузор нельзя назвать на 100% бумажным, поскольку бумажную массу в обязательном порядке пропитывают различными синтетическими составами. В итоге получается, в некоторой степени, композитная конструкция, которая гораздо лучше, чем чистая бумага, защищена от одного из главных «враждебных» факторов эксплуатации в автомобиле — значительных перепадов влажности. Именно по причине влажности нельзя использовать в автомобиле обычные «домашние» динамики, какие бы качественные они ни были. Именно свойства составов, которыми пропитывают или покрывают бумажный диффузор, определяют возможность их использования в автомобиле. Рецепты этих составов производители обычно держат в тайне, поскольку от них зависят и акустические свойства.

Каковы же достоинства бумажных диффузоров? Прежде всего, это отличное внутреннее демпфирование, которое создает все предпосылки для высокой детальности звучания. К тому же, теоретически у бумаги самая ровная АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) без провалов и пиков от местных резонансов. А это дает возможность применять для разделения частот простейшие фильтры с небольшой крутизной спада и с минимальными фазовыми искажениями. Также к достоинствам бумажных диффузоров можно отнести плавный и предсказуемый переход от поршневого режима работы к зонному. Существует еще несколько технических обоснований хвалебных од бумажными диффузорам, но главное — они хорошо звучат, а это не всегда поддается описанию в виде цифр и графиков. В конечном итоге, ведь именно звук во главе всего.

Почему же тогда производители и студии автозвука тратят огромные средства на разработку других материалов для диффузоров? У бумаги есть и свои недостатки, причем существенные. Во-первых, ее жесткость заметно уступает более современным материалам, а это может отразиться на качестве проработки мелких деталей звучания. У бумаги также не самая высокая механическая прочность, а значит, акустика с бумажным диффузором проигрывает конкурентам в допустимой мощности. К тому же, бумага — природный материал, а не синтетический. А это значит, что имеет место технологический разброс характеристик между динамиками не только одной партии, но даже одной стереопары. А это не совсем хорошо для сцены и звуковых образов. И последний существенный недостаток: как бы не старались производители пропитывать или покрывать бумажные диффузоры, стремясь защитить их от воздействия атмосферы, параметры их все-таки меняются со временем. И меняются, увы, не в лучшую сторону. Таким образом, у производителей есть объективные причины продолжать поиски «идеального материала», и пусть это заведомо утопия, но определенных успехов они все-таки достигли.

Продолжение следует...

© Copyright. carsound-factory.ru. Все права защищены. При копировании любого материала с ресурса гиперссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!