С чего начинается любая схема, потребляющая электричество? Конечно же, с питания! А когда речь идет о звуковой системе, потребляющей огромную мощность, вопрос питания приобретает особую важность. Казалось бы, нет ничего проще — достаточно подать +12 на все активные компоненты и обеспечить заземление — и все будет работать. Нет, не все так просто. Это же автозвук!
Во-первых, потому, что силовую проводку надо прокладывать с самого начала — то есть, от плюсовой клеммы аккумулятора. Ни в коем случае не рекомендуется использовать штатные провода, пусть даже в блоке предохранителей есть свободные (резервные) места, откуда можно получить +12В. Если есть сомнения — посмотрите на номиналы предохранителей в том же блоке, а потом на усилители. Если в штатном блоке самые мощные предохранители — это 20, максимум 30 А, то приличный по мощности автомобильный усилитель запросто может иметь на борту пару 30-амперных. В общем, первое правило хорошей системы — это собственное питание, отведенное от плюсовой клеммы аккумулятора. И защищенное предохранителем как можно ближе к нему, то есть — еще в подкапотном пространстве.
С чего начать? С определения суммарной мощности системы. Головное устройство здесь играет минимальную роль — его аппетиты более чем скромны по сравнению с усилителями. Сложив суммарную мощность последних, можно приступать к планированию их системы питания. Для начала — определить номинал главного предохранителя и толщину (сечение) силового кабеля. В этом могут помочь следующие таблицы.
Первая из них позволяет определить сечение кабеля в зависимости от мощности (или силы тока) и длины, необходимое для надежной работы оборудования без существенных потерь напряжения. Работать с этой таблицей очень просто: нужно всего лишь знать суммарную мощность системы и длину кабеля (как правило — это расстояние от аккумулятора до багажника, где расположены усилители, с учетом изгибов кабеля по пути). Данные в колонке мощности приведены для среднестатистического усилителя с КПД 50%. При использовании усилителей с другим КПД и желании получить более точные расчеты имеет смысл обращать внимание на ток, а не мощность.
Когда параметры кабеля рассчитаны, самое время его защитить. Чтобы рассчитать номинал предохранителя, достаточно взглянуть на следующую таблицу, в который приведены максимально допустимые значения для каждого сечения кабеля.
Итак, силовой кабель проведен (пусть пока только в планах), теперь осталось распределить питание по усилителям. Для этого существуют так называемые дистрибьюторы питания, имеющие один вход и несколько выходов — таким образом, питание распределяется на нужное количество потребителей. Здесь ничего сложного, нужно только помнить, что все выходящие из дистрибьюторов кабели должны быть защищены предохранителями. Речь, конечно же, идет о «плюсовых» кабелях. Сечение выходящих кабелей и номиналы предохранителей рассчитываются все по тем же таблицам. Напомним, что нужно не забыть обеспечить доступ ко всем предохранителям, чтобы для замены не надо было снимать обшивку или разбирать пол-багажника. Еще один акцент — на прохождении силового кабеля через отверстия в металле: к примеру, из подкапотного пространства в салон. Отверстия, через которые проходит провод, обязательно должны быть оборудованы мягкими втулками, чтобы не повредить изоляцию кабеля острой кромкой. Это — безопасность, ведь замыкание мощного провода на «землю» может легко привести к возгоранию (не говоря уже о выходе из строя составляющих электрооборудования). Еще лучше — защитить провод по всей его длине, поместив его в гофру или короб и, конечно же, закрепив к кузову через небольшие промежутки (сантиметров 30), чтобы зафиксировать. Клеммы, контакты — обязательно должны быть защищены, чтобы нельзя было случайно прикоснуться к ним (да и неслучайно тоже).
Вот, пожалуй, вкратце и все. А теперь решать вам — сможете ли осилить все работы по расчету и прокладке проводов питания, или стоит обратиться к специалистам? Здесь на кону не только качество звучания, надежность и долговечность всей аудиосистемы, но и безопасность!
© Copyright. carsound-factory.ru. Все права защищены. При копировании любого материала с ресурса гиперссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!