О чем думают автолюбители, когда выбирают аппаратуру для будущей музыкальной системы в автомобиле? Прежде всего, о магнитоле и динамиках. Возможно, кто-то еще о сабвуфере, а где-то на последнем месте в списке того, что приходит в голову — внешние усилители мощности. Многие ли задумываются, а тем более всерьез, о кабелях? Между тем, это вопрос серьезный, потому что такая «мелочь», как провода и разъемы, могут основательно подпортить звучание даже качественных и дорогих компонентов. Обидно, не так ли, вложить немалые средства в аппаратуру, а в итоге из-за некачественных проводов получить посредственное звучание с шумом и фоном?
Какова задача кабеля? Прежде всего, не испортить сигнал в его пути от одного устройства к другому, а также защитить его от внешних факторов, то есть шумов и наводок. Последних в автомобиле хватает: генератор, компрессор кондиционера, система зажигания, многочисленные электронные «моторчики», открывающие стекла, и многое другое. Чем современнее автомобиль — тем плотнее он «нашпигован» электроникой. Небольшой ликбез по кабелям поможет понять, какими они в автомобильной системе бывают. Остальное — выбор и тем более прокладку — лучше доверить специалистам.
Итак, первый вид кабельной продукции для аудиосистем — это силовые кабели. Задача силового кабеля — обеспечить надлежащее питание требующим его компонентам системы: усилителям, головному устройству, процессору, активным кроссоверам и т. д.
Первое правило хорошей системы — питание должно быть автономным. Это значит, что «плюс» для магнитолы или усилителя категорически не следует искать в предохранительном блоке или еще где-либо: питание аудиосистемы начинается с «плюсовой» клеммы аккумулятора. И, конечно же, иметь защиту в виде предохранителя еще в подкапотном пространстве.
Какими качествами должен обладать силовой кабель? Среди обязательных параметров не только малое сопротивление, позволяющее передать энергию без потерь от аккумулятора ко всем потребителям, но и высокая гибкость кабеля: прокладывать его придется в том числе и в труднодоступных местах. А изоляция силового провода должна быть стойкой к химическим, температурным и абразивным воздействиям, ведь автомобиль — это тяжелые условия эксплуатации для любой электроники в силу постоянных перепадов температуры, влажности и воздействия химических веществ. Конечно же, повышенные требования к изоляции касаются всех проводов, а не только силовых, но если «перетертый» акустический кабель всего лишь отключит динамик, то замыкание «плюсового» чревато выходом из строя элементов бортовой сети и даже возгоранием автомобиля. Хорошие силовые кабели, как правило, многожильные и изготавливаются из чистой бескислородной меди. Очень важен правильный выбор сечения кабеля, которое рассчитывается, исходя из потребляемой мощности компонентов.
Следующий вид кабеля, применяемого в автомобильных аудиосистемах — межблочные провода. Их задача — передать сигнал от одного активного компонента к другому: к примеру, от головного устройства к усилителю.
Один из основных параметров такого кабеля — это его помехозащищенность. Почему? Да потому что даже небольшой фон, «пойманный» по пути следования сигнала от магнитолы к усилителю, будет усилен последним во много раз. А путь этот весьма немал: до пяти метров, причем, в условиях постоянных помех вокруг. Поэтому межблочные кабели хорошо экранированы, а наиболее качественные «межблочники» имеют не один экран, а целую мультиэкранную систему, например, в виде двух продольно уложенных медных лент, между которыми находится еще и медная оплетка. Изоляция хорошего межблочного кабеля состоит из нескольких слоев и содержит пористый материал — ведь воздух является лучшим изолятором.
И, наконец, третий вид кабелей — акустические. Их предназначение — передать усиленный сигнал динамикам.
По сути, здесь главное правило - «не навреди», ведь сигналу опять предстоит долгий путь из багажника, где, как правило, расположены усилители, динамикам в передней части салона. То есть — через весь салон. Хорошие акустические провода изготавливаются, как правило, из качественной бескислородной меди, нередко еще и посеребренной для лучшей передачи высокочастотной составляющей звукового сигнала.
Прокладка кабелей в автомобиле — это целое искусство, требующее разборки салона в буквальном смысле «до металла», поэтому опытные мастера приступают к этой части работы по установке автозвука сразу после шумоизоляции автомобиля, а то и в процессе таковой. Попробовать самостоятельно проложить проводку, конечно, можно, но прежде придется ответить на вопрос: хватит ли умения разобрать салон, а потом собрать все обратно, при этом не нарушив функциональности? Если уверенности в положительном ответе нет — лучше обратиться к профессионалам, ведь артерии качественного звука — это серьезно!
© Copyright. carsound-factory.ru. Все права защищены. При копировании любого материала с ресурса гиперссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!