Москва, Василия Петушкова ул. д3к3
Поиск
Войти
Логин
Пароль
Войти как пользователь
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Шумоизоляция, автозвук и допы
Меню

В высокочастотной области царит жесткая борьба между двумя «игроками» (речь, конечно же, о материалах, а не производителях). Хотя еще до середины 80х здесь царила практически полная монополия твитеров с мягким куполом, которые в свое время быстро вытеснили ВЧ-излучатели диффузорного типа. Но... впрочем, по порядку.

Мягкий купол.

Купольный динамик имеет радикально иную конструкцию, нежели диффузорный. Вся излучающая поверхность здесь находится внутри звуковой катушки. Большое внутреннее демпфирование дает хорошую устойчивость к разного рода местным резонансам и гладкую АЧХ с плавным, без всплесков и сюрпризов, спадом в верхнем крае рабочего диапазона частот. Конечно же, жесткость материалов, применяемых при изготовлении купольных твитеров, недостаточна, но этот момент производители компенсируют выбором оптимальной толщины купола и его геометрии.


Есть у мягкого купола и слабые стороны. Это, прежде всего, ограничение в максимальной мощности — перегрузочная способность довольно слабая, что накладывает повышенные требования на качество кроссовера, его крутизну спада и частоту среза. Второй недостаток проистекает из геометрии купола: его высокий (из соображений жесткости) профиль не лучшим образом сказывается на диаграмме направленности, если сравнивать с более приплюснутыми металлическими мембранами.

Металлический купол.

С самого момента появления купольных твитеров конструкторы не переставали искать возможность сделать этот купол жестким. Поначалу в ход шли наиболее жесткие полимеры — поликарбонат, майлар, стеклопластик, но они не оправдали ожиданий, и после этого инженеры обратили внимание на материал, заведомо более жесткий — металл. Еще в середине 80х в Германии появились сверхтонкие купольные мембраны из титана и алюминия, полученные, в частности, путем вакуумного напыления. Они характеризовались прозрачным и чистым звучанием, приближающимся по качеству к домашним электростатическим излучателям. Металлические купола не отличаются идеальной АЧХ, но пики находятся обычно в районе 25-30 кГц, то есть — за пределами слышимости, хотя, в комбинации с составляющими, находящимися в звуковом диапазоне, это может восприниматься на слух как «металлический» тембр. Жесткий купол может работать без деформаций во всем своем диапазоне рабочих частот, имеет хорошую диаграмму направленности вследствие более низкого профиля диффузора, звучание отличается детальностью и прозрачностью. К недостаткам можно отнести уже упомянутый выше металлический призвук, который может привести к окрашиванию звучания.

Следует отметить, что практически все производители динамиков имеют в своем модельном ряду высокочастотные головки и с мягкими куполами из текстиля (шелк и т. п.), и с жесткими металлическими мембранами. Это объясняется тем, что каждый из этих материалов имеет свой характер звучания, субъективное восприятие которого также разное — и в результате оба типа динамиков имеют своих убежденных приверженцев. Это все автоакустика.

Керамика.

В заключение хочется упомянуть еще один материал, из которого изготавливают высокочастотные диффузоры — это керамика. Справедливости ради, стоит отметить, что речь идет не о чистой керамике, а о металлокерамике: на тонкую основу из металла наносится еще более тонкий керамический слой. Эффект таков: жесткость купола увеличивается, хотя и незначительно, но излучающая поверхность становится твердой, и это позитивно сказывается на звучании.

Несмотря на довольно распространенное применение подобной технологии в домашней акустике, автомобильные керамические «пищалки» можно встретить не так-то часто.

Итоги.

Собственно, выводы можно было сделать еще в начале первой части обзора: идеального материала не существует, конструкторы ищут компромисс между основными показателями, ведь улучшая один из них, приходится мириться с ухудшением другого. В итоге получается значительный ассортимент не только конструктивно отличных динамиков, но разных характеров звучания. А ведь звук — понятие во многом субъективное, и у каждого характера обязательно найдутся поклонники. При этом технические характеристики того или иного динамика нужны скорее не слушателю, а инсталлятору, чтобы максимально реализовать потенциал любого из динамиков, заранее зная, какие сюрпризы они могут преподнести и как с этим бороться.

© Copyright. carsound-factory.ru. Все права защищены. При копировании любого материала с ресурса гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА!