Москва, Василия Петушкова ул. д3к3
Поиск
Войти
Логин
Пароль
Войти как пользователь
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Студия автозвука и доп оборудования
Логин
Пароль
Войти как пользователь
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Кевлар.

Кевлару мир обязан почти случайным открытием одной из лабораторий компании DuPont. История умалчивает, почему ведущий исследователь лаборатории Кволек решила попытаться получить волокно из раствора, совершенно для этого не подходящего. Оказалось, что в процессе вытягивания якобы неподходящий для этого полимер образовал волокно, которому многие обязаны нынче жизнью: из него делают легкие пуленепробиваемые жилеты. Что же касается автозвука, то первые динамики с диффузорами из кевлара были выпущены в середине 80х компаниями Focal и Eton.

Кевлар, как известно, имеет очень большую жесткость. Поэтому свойства, которые проявляются в диффузорах из углепластика, здесь просто доведены практически до совершенства. Но столь же существенно проявляются и недостатки, характерные диффузорам высокой жесткости. Вследствие резкого перехода сверхжесткого диффузора из поршневого в зонный режим на частотах 3-4 кГц появляется характерный «кевларовый звук» - агрессивный и диссонирующий с отлично сбалансированным звучанием этого же диффузора в нижней середине. А ведь в двухполосных системах мидбасам приходится отрабатывать и этот отрезок. Конструкторы борются с описанным выше явлением посредством фильтров высокого порядка с крутизной спада 24 дБ/окт, но и эти фильтры приходится дополнять корректирующими цепями, настроенными на частоту «кевларового резонанса». Зато материал, который, напоминаем, применяется в пуленепробиваемых жилетах, уж точно не боится никаких невзгод, характерных для автомобильной эксплуатации. А проблему «кевларового звука» можно решить. К примеру, существует разработанный фирмой Eton материал Nomex, который состоит из двух слоев кевларового композита, между которыми имеется слой-заполнитель с сотовой структурой. Подобные решения используют и другие компании, называя свои материалы по-разному, но суть одна — наполнитель переменной жесткости «съедает» характерный «кевларовый пик» в верхнем участке частотной характеристики.


А некоторые производители идут по иному пути, применяя всевозможные конструктивные решения для подавления ненужных резонансов. Например, учитывают тот факт, что «кевларовому звуку» больше подвержен именно внешний край диффузора. И если приклеить к диффузору подвес широкой закраиной, занимающей чуть ли не 15% радиуса (незаметной для глаз, поскольку она со стороны корзины), то получится, по сути, вибропоглощающее покрытие.

Металлы.

Да, и из такого материала пытаются делать диффузоры. По крайней мере, мидбасовых динамиков. Материал, безусловно, жесткий, но назвать его легким никак нельзя, и никакие усилия конструкторов по облегчению таких диффузоров, их масса продолжает быть значительной, негативно влияя на чувствительность. Тем не менее, некоторые производители и мастера по установке автозвука и по сей день продолжают экспериментировать с металлическими диффузорами, несмотря даже на практически отсутствующее внутреннее демпфирование. Некоторые честно предупреждают в сопроводительной документации, что обычные недорогие кроссоверы не способны справиться с ярко выраженными пиками АЧХ в районе 5-10 кГц, предоставляя борьбу с ними инсталляторам. Впрочем, сабвуферы с металлическими диффузорами снискали славу, но не там, где необходимо качество звучания — их иногда применяют в инсталляциях, «заточенных» под SPL, а уж давление жесткий металлический диффузор обеспечить может.

Объемные композиты.

Остается вспомнить еще о жестких трехмерных конструкциях с плоской поверхностью излучения и внутренним наполнителем из полимера, имеющего сотовую структуру. Такие динамики пытались делать еще четыре десятка лет назад, придавая им прямоугольную форму, чтобы выделяться из общей массы. Но потом динамики с диффузорами из объемного композита исчезли, появившись через много лет в модельных рядах достаточно продвинутых компаний. Теоретически объемный материал — идеальная излучающая поверхность, если только не принимать во внимание его массу. Но в реальной жизни такие диффузоры весят немало, не будучи при этом абсолютно недеформируемыми.

Не сабвуферами едиными жива аудиосистема. В продолжении мы приступим к обзору материалов, применяемых при изготовлении мембран ВЧ-головок.

Продолжение следует...

© Copyright. carsound-factory.ru. Все права защищены. При копировании любого материала с ресурса гиперссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!