Наверняка многим, кто интересуется качественным автозвуком, доводилось бывать на таких мероприятиях, как соревнования по автозвуку. Или, как минимум, читать или слышать о них. Сам же процесс соревнований вызывает у неискушенных массу вопросов: ведь все самое интересное происходит внутри автомобилей, за закрытыми дверями и окнами, а снаружи не совсем понятно: в чем же, собственно, суть соревнований? На самом деле, процесс это интересный, увлекательный и не менее азартный, чем другие виды состязаний. Сразу отметим, речь пойдет о соревнованиях по качеству звучания (Sound Quality или сокращенно SQ), а не других ответвлениях того же плана — по звуковому давлению, например. О них мы обязательно еще поговорим, но всему свое время.
Соревнования по автозвуку проводит несколько международных и региональных организаций, наиболее известными из которых можно выделить такие, как ЕММА (Европейская Ассоциация Мобильного Медиа) и IASCA. Нет смысла сейчас разбираться в отличиях правил проведения соревнований этих и других организаций, в сути своей цель одна: определить лучшего участника. И не одного: соревнования разбиты на классы, чтобы участвовать в них могли все — от только делающих первые шаги новичков до профессионалов, нацеленных на победу не только в национальных, но и европейских соревнованиях.
Сам процесс судейства каждого участника делится на два основных этапа. На первом из них проверяется качество инсталляции, прежде всего, безопасность системы: правильность выбора сечения силовых проводов, их защита, подбор предохранителей и их размещение в доступных для быстрой замены местах. Кроме безопасности, оценивается мастерство установки каждого из компонентов системы, интеграция их в единый стиль салона и автомобиля в целом. Иными словами, скрупулезно оценивается вся проделанная работа. При этом марка автомобиля и стоимость компонентов никакого значения не имеют — автозвук является той, вероятно, единственной соревновательной сферой, где «Запорожец» может на равных тягаться с Мерседесом. Конечно же, в профессиональных классах бюджет системы нередко превышает стоимость самих автомобилей, но там уже «бьются» не за кубок или приз, стоимость которого не покроет и десятой доли вложенного в звук. Как бы там ни было, на оценки по инсталляции влияет только строгое соответствие объективным пунктам правил и мастерство. Последнее, конечно, более субъективно.
Второй этап оценки качества системы участника — прослушивание. Каждая из проводящих соревнования организаций имеет свои тестовые диски, на которых записано несколько аудиотреков. Записаны они таким образом, чтобы судьи имели возможность оценить качество звучания системы по таким критериям, как звуковая сцена, тональная точность, спектральный баланс. Иногда звучание этих треков может вызвать даже недоумение: к примеру, просто идущий человек, шаги и голос которого отчетливо слышны. Но стоит заглянуть в правила и описание данного диска и прислушаться — и окажется, что человек этот идет строго по заданной траектории, и по стуку его ботинок о деревянный пол можно совершенно отчетливо представить себе границы звуковой сцены в автомобиле: ее ширину, глубину и высоту, расстояние до слушателя. В хороших системах звук может «уйти» за пределы салона, это уже «высший пилотаж» автозвука. Вот лишь один из примеров оценочных треков, которых весьма немало.
А как же музыка? Конечно же, музыкальные треки в судейских дисках присутствуют. Но и они записаны не просто так: положение каждого из музыкантов известно, отражено на схеме в правилах и позволяет с высокой степенью объективности оценить качество воспроизведения системой музыкального материала. Труднее всего оценить тональную точность и спектральный баланс — здесь уже никак не обойтись без доли субъективности и индивидуального восприятия звука. В отличие от, скажем, отчетливо слышимых границ сцены, невозможно дать объективную численную оценку качеству воспроизведения тех или иных частот. Здесь требуется высокий профессионализм, музыкальный слух и... умение правильно «расставить» участников в рамках класса по принципу справедливости.
Все это достаточно сложно для глубокого понимания и требует, как минимум, одного: серьезного увлечения звуком. Но ведь соревнования — это еще и отличная школа, где в классах «новичков» всегда можно получить у судей не только оценки, но и советы, рекомендации по установке тех или иных компонентов, чтобы получить от них весь потенциал.
© Copyright. carsound-factory.ru. Все права защищены. При копировании любого материала с ресурса гиперссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!