Что такое усилитель мощности для автомобиля — знают все или почти все. Зачем он нужен, если на магнитоле написано 4х50 Вт, а суммарно это целых 200 ватт на маленький салон автомобиля — знают уже не все. Мы же сейчас пойдем еще дальше — рассмотрим автомобильный усилитель со всех сторон, в том числе и какую роль он играет в автозвуке.
Но сначала поработаем «развенчателями мифов». Тех самых, которые обещают 200 ватт из маленькой по размерам магнитолы. Красивая цифра на передней панели головного устройства — не более, чем маркетинговый ход, под который создавались целые методики измерений мощности, способные придать этим цифрам хоть какое-то правдоподобие и выступить аргументом, если вдруг какой-нибудь дотошный покупатель обратится в суд. Что же на самом деле? Не будем вдаваться в подробности, требующие понимания происходящих внутри магнитолы процессов, скажем прямо: реальная мощность, которая приходит от головного устройства к динамикам, составляет обычно около 15-20 Вт на канал. Со всеми присущими искажениями или даже, клиппированием. Этих ватт вполне хватит, чтобы послушать новости по радио или фоновую музыку. Но не более того. Если хочется слушать музыку по-настоящему громко и качественно — без усилителей не обойтись.
Автомобильные усилители делятся по количеству каналов. Одноканальный усилитель (называемый моноблоком) предназначен для работы с сабвуфером. Двухканальный — для работы с фронтальными (или тыловыми, если таковые есть) динамиками. Четырехканальный уже предоставляет возможность выбора: он может работать с комплектом фронтальных динамиков, подключенных поканально (один канал = один динамик), а может первой парой каналов озвучивать акустику по «простой» схеме, а второй парой работать на сабвуфер. Существуют усилители и с большим количеством каналов — они ориентированы на автомобильный кинотеатр.
С количеством каналов все ясно. Теперь пройдемся по входам. Есть два типа входов, которыми оснащаются усилители. Первый, который есть всегда и во всех — это линейный вход, на который подается сигнал с соответствующих линейных выходов головного устройства. А как быть, если магнитола не первой свежести или вообще штатная, и линейных выходов у нее нет? В этом случае на помощь приходят так называемые высоковольтные входы усилителей.
Не стоит бояться слова «высоковольтные» - речь идет всего лишь о сигнале с магнитолы, предназначенном для динамиков. Иными словами, к высоковольтным входам можно подключать провода, идущие от магнитолы к динамикам. Такими входами оснащены не все усилители, но многие. Такое решение — компромиссное по качеству, поскольку в звуковом тракте будет присутствовать и оконечный усилитель магнитолы, не самый лучший по качеству.
Что можно найти на корпусе усилителя, кроме входов и клемм подключения питания? Начнем с регуляторов чувствительности входов. Они предназначены для согласования сигнала магнитолы с усилителем. А вот следующий набор регулировок посложнее и предназначен для согласования усилителя и динамиков. Речь идет о фильтрах или кроссоверах. Что это и зачем? Каждый динамик имеет свой диапазон воспроизводимых частот. И если подать, скажем, на высокочастотный динамик полный спектр сигнала — он просто сгорит. Сразу! Поэтому, прежде чем подавать сигнал на динамик, этот сигнал надо отфильтровать, чтобы к динамику пришла только нужная ему полоса частот. Вот для этого и существуют кроссоверы.
Фильтры бывают трех видов: высоких частот (пропускает только высокие частоты, подавляя все остальные), низких частот (пропускает только низкие частоты) и полосовые, которые складываются из двух первых. В некоторых усилителях имеется также фильтр инфранизких частот (он же «сабсоник»), которые «отрезает» от сигнала, предназначенного для сабвуфера, частоты ниже определенного значения.
И, в заключение, кратко по классам. Нередко в рекламах или статьях в прессе делается акцент на то, что «усилитель работает в классе АВ» или «... в классе D». Опять-таки, не будем перегружать читателя заведомо непонятной большинству технической информацией. Большинство современных автомобильных усилителей работают в классе АВ, представляющем собой некий компромисс между энергопотреблением усилителя, его КПД и качеством звука. «Чистый» класс А — это самый энергоемкий класс, В — экономичный, позволяющий уменьшить размеры и вес усилителей, но при этом обладающий достаточно жестким звучанием. А что же класс D? Это цифровые усилители, чаще всего — моноблоки, предназначенные для работы с сабвуферами.
Да, установка автозвука - дело тонкое!
© Copyright. carsound-factory.ru. Все права защищены. При копировании любого материала с ресурса гиперссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!